Особенности конструкции.

На автомобилях ВАЗ-2110, -2111 и -2112 применяют электронную систему управления двигателем (систему распределенного впрыска топлива). Распределенным впрыск называется потому, что для каждого цилиндра топливо впрыскивается отдельной форсункой. Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ходовых качеств автомобиля.

Существуют два типа систем распределенного впрыска: с обратной связью и без нее. Если автомобиль оборудован системой с обратной связью, в системе выпуска отработавших газов установлен нейтрализатор и датчик кислорода, который и обеспечивает обратную связь. Датчик отслеживает концентрацию кислорода в отработавших газах, а электронный блок управления по его сигналам поддерживает соотношение воздуха и топлива, обеспечивающее наиболее эффективную работу нейтрализатора. В системах, соответствующих нормам Евро-2, применяется один датчик кислорода, установленный до нейтрализатора. В системах, рассчитанных на соответствие нормам Евро-3, используются два датчика кислорода, установленные до и после нейтрализатора.

Для двигателей с системой впрыска без обратной связи не устанавливают нейтрализатор и датчик кислорода, а для регулировки концентрации СО в отработавших газах служит СО-потенциометр. В этой системе не применяется также система улавливания паров бензина.

Возможен вариант системы впрыска и без СО-потенциометра, тогда содержание СО регулируется с помощью диагностического прибора. Существуют системы последовательного и фазированного распределенного впрыска топлива. Последовательный распределенный впрыск применяется на двигателях ВАЗ-2111. Фазированный распределенный впрыск применяется на двигателях мод. 2111 (только с контроллером М 7.9.7), 2112, 21114 и 21124. На них дополнительно установлен датчик фаз, определяющий момент конца такта сжатия в 1-м цилиндре, а топливо подается форсунками по цилиндрам в последовательности, соответствующей порядку зажигания в цилиндрах (1–3–4–2). Системы всех типов могут быть с комплектующими импортного или отечественного производства. Контроллеры (электронные блоки управления) тоже могут быть разных типов.

Все эти системы имеют свои особенности устройства, диагностики и ремонта, которые подробно описаны в соответствующих отдельных руководствах по ремонту конкретных систем впрыска топлива.

Электрическая схема электронной системы управления двигателем (ЭСУД) приведена в приложении 6. На автомобили ВАЗ может быть десять различных ЭСУД, обеспечивающих выполнение разных норм токсичности, и различающихся следующими отдельными элементами.

1. ЭСУД-2111, -2112, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-2, с контроллером фирмы GM. Работает совместно с нейтрализатором отработавших газов и системой улавливания паров топлива. Отличить ее от других систем можно по прямоугольной форме датчика массового расхода воздуха. Эта система предназначалась для экспорта, небольшое количество оснащенных ею автомобилей попало в Россию. В настоящее время эту систему на автомобили не устанавливают.

2. ЭСУД-2111, -2112, обеспечивающая выполнение норм токсичности России (без нейтрализатора отработавших газов, датчика кислорода и системы улавливания паров топлива), с контроллером «Январь-4». Отличить ее можно по отсутствию адсорбера паров топлива в моторном отсеке и прямоугольной форме датчика массового расхода воздуха (фирмы GM). Система предназначалась для внутреннего рынка, в настоящее время на автомобили не устанавливается.

3. ЭСУД-2111, обеспечивающая выполнение норм токсичности России, с контроллером М1.5.4 и с недавнего времени с контроллером «Январь-5.1.1» (эти контроллеры взаимозаменяемы, хотя немного отличаются по диагностике). Идентифицировать можно по отсутствию в моторном отсеке адсорбера паров топлива и круглой форме датчика массового расхода воздуха (фирмы Bosch). В настоящее время выпускают модернизированную версию этой системы с широкополосным датчиком детонации. Система наиболее распространена, предназначена для внутреннего рынка и экспорта в слаборазвитые страны.

4. ЭСУД-2111, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-2, с контроллером MP7.0HFM. Отличить от системы, описанной в п. 1, можно по круглой форме датчика массового расхода воздуха (фирмы Bosch), а от системы п. 6 – только по наклейке на контроллере. Система предназначалась для экспорта в Европу, но часть автомобилей, оснащенных ею, попала и в Россию. С 2001 года экспортируется в страны бывшего соцлагеря и частично устанавливается на автомобили для внутреннего рынка России.

5. ЭСУД-2112, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-2, с контроллерами M1.5.4N и «Январь-5.1». Отличить от системы п. 1 можно по круглой форме датчика массового расхода воздуха (фирмы Bosch). Система предназначалась для экспорта в Европу, но часть автомобилей, оснащенных ею, попала и в Россию. С 2001 года экспортируется в страны бывшего соцлагеря и частично устанавливается на автомобили для внутреннего рынка России.

6. ЭСУД-2111, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-2, с контроллерами M1.5.4N и «Январь-5.1». Отличить от системы п. 1 можно по круглой форме датчика массового расхода воздуха (фирмы Bosch), а от системы п. 4 – только по наклейке на контроллере. Система предназначена для комплектации автомобилей внутреннего рынка России и постоянно модернизируется: для последних версий программного обеспечения введена диагностика выходных цепей, как в системе п. 4; предполагается введение диагностики пропусков зажигания, как в системах, обеспечивающих выполнение норм токсичности Евро-3. Предполагается, что с введением в России норм токсичности Евро-2 эта система станет наиболее распространенной.

7. ЭСУД-2111, -2112, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-3 с контроллером MP7.0HFM. Отличить ее от других систем можно по адсорберу паров топлива другой конструкции.

8. ЭСУД-2111, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-2, с контроллером Bosch M7.9.7. Отличается наличием датчика фаз, установленного на задней крышке распределительного вала.

9. ЭСУД-21114, -21124, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-2, с контроллером Bosch M7.9.7.

10. ЭСУД-21114, -21124, обеспечивающая выполнение норм токсичности Евро-3. Отличается наличием двух датчиков кислорода измененной конструкции, установленных до и после нейтрализатора, а также наличием датчика неровной дороги.

В данном разделе приведено только краткое описание общих принципов устройства, работы и диагностики систем впрыска топлива, порядок снятия и установки узлов.

Схемы электрических соединений описанных ЭСУД приведены в приложении 6.

       

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. Прежде чем снимать любые узлы системы управления двигателем, отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.

2. Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

3. Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

4. При зарядке аккумуляторной батареи отсоединяйте ее от бортовой сети автомобиля.

5. Не подвергайте электронный блок управления (ЭБУ) температуре выше 65 °С в рабочем состоянии и выше 80 °С в нерабочем (например, в сушильной камере). Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.

6. Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.

7. Перед выполнением электродуговой сварки на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ.

8. Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.

9. Электронные узлы, применяемые в системе впрыска, рассчитаны на очень малое напряжение и поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом. чтобы не допустить повреждений ЭБУ электростатическим разрядом:

– не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или к электронным компонентам на его платах;

– при работе с ППЗУ блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы.

Особенности конструкции